Обобщённая цена путей может быть различной для разных пользователей транспортной сети. Например, разные пользователи могут двигаться с разной скоростью по одним и тем же дугам, или каким-то пользователям запрещено двигаться по некоторым дугам. Различие цены приводит к тому, что разные пользователи предпочитают разные пути.
Мы говорим, что участники движения принадлежат к разным классам пользователей, если для них могут различаться цены одних и тех же путей, или они используют для движения разные элементы сети.
Примеры классов пользователей:
•К разным классам естественно относить пользователей общественного транспорта и автомобилистов, так как они движутся по разным дугам.
•Грузовые и легковые автомобили движутся с разными средними скоростями по одним и тем же дугам, кроме того, на многих дугах запрещён проезд грузового транспорта.
•В сетях с платными участками к разным классам можно отнести водителей разного достатка (для них будет различаться «цена» минуты).
•Если запрещён проезд транзитного транспорта через центр города, водителей-транзитников и жителей города следует отнести к разным классам.
В TransNet все классы пользователей относятся к одному из трёх типов: легковой, грузовой, общественный. Классы пользователей типа легковой и грузовой часто для краткости называются «автомобильными» классами пользователей. Список классов пользователей всегда содержит по одному классу каждого типа, которые так и называются – «легковой», «грузовой» и «общественный». К этим «стандартным» классам можно по желанию можно добавить некоторое количество (до восьми) других классов (например, «легковой транзитный», «грузовой малотоннажный»).
Различие обобщённой цены для разных классов пользователей задаётся в трёх местах:
•Для каждой дуги устанавливаются признаки разрешения движения разных классов пользователей;
•Для разных классов задаются разные поправочные коэффициенты к ценовым функциям уличных дуг;
•Дополнительные времена, добавляемые к ценам дуг, могут вычисляться в зависимости от класса пользователей.